История про книги и не только....

В 1987 году я служил в Закавказье на границе, за залет был переведен в инженерную роту монтировать систему охраны границы.

Жили рядом с заставой в палатках, развлечений никаких кроме газеты Красная звезда и программы "В мире животных", это когда персы трахали ишаков на сопредельной территории.

Развлечение типа битвы скорпионов с фалангами в кастрюле под сигареты как и нарды, надоели до невозможности. До ближайшего городка сорок километров, поэтому развлекались как могли.

Граница проходила сразу за железной дорогой, а в десяти метрах бушевал Аракс.

Метров на триста выше была дорога, которая серпантином спускалась к нашему лагерю.

Как-то вечером нас заинтересовал вопрос о том, что если колесо от Шишиги спустить со скалы, долетит ли оно до середины Аракса?

Мнения разделились примерно поровну и на завтра был назначен эксперимент.

Ночью колесо было доставлено на точку сброса, трасса проверена неожиданностей быть не должно.

Часов в десять, когда наряд вернулся на заставу, мы с двумя годками пошли прогуляться.

Удостоверившись, что поездов нет, мы запустили колесо.

По идее оно должно было катиться ровно и отскочив от обрыва перелететь галерею, а потом благополучно улететь в Аракс.

Но как всегда что-то пошло не так!

Наскочив на камень, колесо отклонилось от маршрута и ушло в сторону от галереи, подлетев метров на тридцать вверх, рухнуло четко на систему, сложив участок метров в тридцать и сломав три опоры, булькнуло в Аракс.

Следом полетели камни и булыжники, которые упали на рельсы перед галереей.

Три километра до палаток по дороге мы пробежали со всесоюзным рекордом, по пути кляня того, кто предложил это сделать, то бишь меня.)

В палатке мы притворились шлангами, делая вид, что мы не причастны к этому кипешу на заставе.

Через пол часа вернулся наряд со страшным рассказом о том, что системе пи[c]ец, и мы слышали как их начальник заставы крыл матом все и вся.

Потом прибежал дежурный и позвал нашего офицера к начальнику.

Анус сжался у всех до состояния, что игла не пролезет, а еще минут через десять дежурный позвал меня и моего друга к начальнику в кабинет.

Сто метров мы шли как на плаху, понимая что это дембель машет прощально нам рукой, а дисбат приветствует нас.

Но в кабинете мы увидели нашего летеху за накрытым столом, где они с начальником с довольным видом потчевали гранатовую водку.

— Шлем есть дело.

— Там с горы свалился валун и порвал систему, если восстановите до конца дня сегодня, в следующую субботу начальник дает Шишигу и едем в увольнение в Зангелан!

Зангелан!

Мы слышали рассказы от дедов как они там пару раз были в увале, какие там крапали и богатства в обычных магазинах.

Короче, для нас он был каким-то мистическим городом, в котором никто из нас не побывает, и тут такое счастье!

— Да мы! Да щас... да говно вопрос...

Через пятнадцать минут лихорадочных сборов нагрузив на себя бухты колючки, опоры и инструмент мы легкой трусцой по шпалам неслись к месту аварии, а через пол часа все пятнадцать стахановцев долбили ломом ямы под опоры и разбирали завал.

В девять вечера все было готово.

Наш летеха получил еще баллон самогона и до четверга не выходил из палатки.

В субботу мы выдвинулись в Зангелан.

Дорога извивалась как змея, в некоторых местах Шишига скребла бортом скалы и от страха мы чуть не обосрались, но водила был бесстрашен и через час мы благополучно въехали в городок.

До сих пор помню этот утопающий в зелени патриархальный городишко, где во дворах и на улице мужчины неторопливо играли в нарды попивая чай, вели степенные беседы и казалось ничто не могло оторвать их от столь важного занятия.

Местные жители смотрели на нас как на какое-то диво, наверное потому что солдат там обычно не бывало, но без всякой враждебности, девушки, идущие на встречу, улыбались, ребятня махала руками и кричала привет аскер.

Площадь, где находился базар, магазины и чайхана, так же навевала какое-то умиротворение, а все женщины и девушки казались красивыми.

Все сразу рванули в магазин и на рынок, летеха далекий от этой суеты в чайхане остался пить чай.

Несколько магазинчиков с надписями Гарышыг маллар (смешанные товары), Фото маллар и прочие маллары поразили своим изобилием.

Цветная фотобумага и пленки со всеми реактивами, Пепси кола, майки Монтана и джинсы и все свободно.

Решили скинуться по два рубля на фото принадлежности и по два рубля на водку летехе.

Когда я зашел в дальний отдел магазина я обомлел!

Книжное изобилие, Дюма, Семинон, ЖЗЛ и прочий дефицит!

Скупив штук двадцать книг, я выглядел совершенно счастливым, хотя годки смотрели на меня как на дурака.

Денег осталось только бутылку Пепси и двести грамм конфеток с прикольным названием Грызыл, типа ирисок только тверже.

Чтобы купить пять бутылок водки, мы обратились к местному парню, который от себя презентовал еще одну, а так же три блока сигарет и предложил огромный крапаль дури забесплатно.

Три бутылки отдали летехе и одну за труды водиле вместе с халявным блоком сигарет, который сразу же повеселел и спрятал наши две бутылки в укромной нычке.

Потом нас всех хозяин зазвал в чайхану и усадил за столики, где мы от пуза напились ароматного азербайджанского чая из тонких изящных стаканчиков под названием армуды, заодно поглотив три подноса пахлавы.

Времени еще было на отдых часа два-три и мы отпросились втроем погулять по городку.

Это было что-то!

Идешь смотришь на девушек, на дома и дворики и никому ты не нужен и ничего не должен хотя бы два часа, и чувствуешь себя как будто на гражданке после дембеля, который неизбежен.

Подбежавший чумазый пацаненок что-то тарабаря на местном языке знаками показывал, что зовет нас куда-то.

Решили проверить, что он хочет, зашли во дворик между трехэтажными домиками, где в центре стоял стол и местные пожилые мужчины пили чай.

Нас пригласили за стол и женщины уже через пять минут уставили его всякими явствами.

Потекла неторопливая беседа, как и положено, с ароматным чаем.

Мужчины рассказали, что их дети тоже служат и каждый из них тоже служил на просторах нашей Родины от Калининграда до Иркутска.

Вспоминали истории и приколы из службы, кто-то принес дембельский альбом.

На столе появилась трехлитровая бутыль вина и было предложено выпить за содружество родов войск, но мы не решились, а когда уходили нагруженные продуктами бутыль завернутую в полотенце женщины нам бережно уложили на дно сумки.

Когда мы уезжали, солнце которое уже клонилось к закату освещало городок каким-то багровым неестественным светом, и эта картина врезалась мне в память, и я понимал что никогда в жизни больше не увижу этот прекрасный городок, возможно только во сне.

И до сих пор, хотя уже прошло больше тридцати лет, мне часто снится граница, знакомые места и я во сне бреду по этому городку который в 1991 году был разрушен полностью.

Да, надо мною смеялись только до приезда в наш инженерный городок, потом всем очень сильно захотелось почитать что-то кроме Красной звезды, так что у меня была и Пепси и прочие вкусные ништяки!

Сегодня 20 октября в Азербайджане отмечается День города Зангелан!

Всем добра!

25 Oct 2024

Истории на отдыхе ещё..

Август

* * *

Объезжая окрестности очаровательного озера, не выдержал, присел на пень полюбоваться, как скачут по воде солнечные зайцы. Они меж тем вели себя странно — не обычная рябь от порыва ветра и не круги от всплеска рыбы, а как будто сверкающие причудливые вензеля на темной и спокойной в целом поверхности. Вокруг никого, глушь,

ЗАВТРА.

Мы наконец-то смогли вырваться из пыльного, измученного жарой и бессмысленностью города и улететь в отпуск. Мы вдвоем. С бронью отеля "16+". Безотчетный страх, незнание даже ближайшего будущего и полное отсутствие контроля над происходящим, оказывается, незаметно подтачивают наши внутренние ресурсы. Мы барахтаемся в

* * *

В Германии я решил посетить очень интересный музей под открытым небом в Шварцвальде.

Я взял велосипед, купил билет на поезд из Фрайбурга до станции Гутах, где расположен этот музей, и отправился в путь.

Приехал я на эту станцию и вышел на пустую платформу вместе с велосипедом и какой-то старушкой. Поезд закрыл двери и уехал.

Спрашиваю у старушки, где тут музей. Она отвечает: "Ой, милок, ты не туда приехал. Это Гутах, да не тот. Есть еще один Гутах с музеем, но нужно ехать назад во Фрайбург, а там садиться на другой поезд и ехать в другую сторону".

В музей я попал на следующий день. Таких интересных музеев под открытым небом мире не больше десятка — Малые Корелы в Архангельской области, Скансен в Стокгольме, музей в голандском Арнеме...

На переднем плане дом 1609 года, где под одной крышей жила семья, содержался скот, хранилось сено на зиму... Еще там есть старинная кузьня, старинный холодильник для молока с хладагентом — водой с гор... И ещё много чего интересного. Там давили яблоки — платишь евро и пьёшь, сколько хочешь. Вспомнилось детство с поездками на ВДНХ в Москве. Там был павильон "Русский квас". Платишь 10 копеек и пьёшь до отвала. .. Мы с ребятами спорили, кто больше выпьет...

* * *

Таиланд. Группа русских туристов прибыла рейсом "Москва-Бангкок". Всё, вроде бы, нормально. Собрались уже ехать в отель, но в последний момент ещё раз решили проверить наличие присутствия. Пересчитались — так и есть, двое не вышли после прохождения границы. Ждём больше часа. Наконец чаша переполнена. Идём разыскивать их по громкой связи. Ввиду того, что фамилии труднопроизносимы, гид группы (сам-таец) просит одного товарища из наших сделать объявление по аэропорту на русском языке. Оба уходят, и через пару минут на ВЕСЬ аэропорт (который, наверное, раз в десять больше Шереметьево) звучит такой текст:

— Господа Тарышев и Манманов! Группа уже за@б@лась ждать. Если вас не будет у выхода через 10 минут, хорошие пи@д@ли обеспечены. Спасибо за внимание.