Двое оперативников выслеживали банду торговцев оружием. Имудалось установить адрес одного из преступников. Опера подъехали кдому, вызвали группу захвата, а сами остались ждать в машине уподъезда.
В это время преступник выбежал из дома и стал скоренькозабираться в свою машину, очевидно намереваясь смыться. Как выяснилосьпозже, его кто-то предупредил. Когда до оперов дошло, что егоследовало немедленно задержать, он уже успел тронуться с места. Началась погоня.
Связаться по радио со своими, чтоб перекрыли дороги, преследователи не сумели: при такой сильной тряске рация лишь издаваланечленораздельные хрипы. Но через 40 минут машину с преступникомудалось настичь на шоссе далеко за городом. С большим трудом егоостановили. Правда, при этом обе машины опрокинулись. Бандитавытащили, нацепили наручники, а кроме него из машины извлекли целыйарсенал: автомат, три пистолета, обрез и кучу патронов. Но сыщикитеперь остались без транспорта. Уже наступила ночь, а надо было срочнодобраться с задержанным до конторы или по крайней мере до ближайшеготелефона. Попытки остановить какую-либо машину результатов не дали. Представьте себе: глухая ночь, пустынное шоссе, на обочине троегрязных мужиков со свирепыми рожами; вы бы остановились?
А между тем машины проезжали все реже, и явно замаячилаперспектива ночевать на обочине. Тогда одного опера осенило: он взялавтомат, наполнил рожок патронами и... "Выхожу один я на дорогу..."Шофер автобуса, которого остановили очередью в асфальт перед колесами, до самого конца не верил, что перед ним сотрудники милиции. Когдаподъехали к конторе, он выскочил и кинулся в дежурную часть с криками: "Помогите! Бандиты!"
За эту историю сыщики, против обыкновения, даже не получили повыговору. Их начальник произнес здесь золотую фразу: "Цель оправдываетсредства!" И сослался на статью 14 УК РСФСР.
* * *
Это случилось в январе. Вася отмечал сдачу сессии, потом деньрождения приятеля, потом еще что-то... Домой он возвращался оченьпоздно и при этом несколько перепутал дорогу. Вместо дома его понеслов парк. Оттуда раздавались крики и ругань. Подойдя ближе, Вася увидел, как грабитель пытается ограбить девушку. Увидев некстати
появившегосячеловека, грабитель продемонстрировал пистолет и приказал поднятьруки. Возможно, если бы Василий не выпил так много, он подчинился бы. А так он сделал то, что сделал — шагнул вперед и сказал: "Ну, стреляй. Я бессмертный". Грабитель заорал и поднял пистолет. Вася шагнул ближе;грабитель выстрелил и... промазал. Вася подошел вплотную и заявил: "Нучто, убедился? Давай сюда пушку!" Потерявший дар речи преступникпокорно отдал оружие, и тут Вася разошелся. Сбив противника с ног, ондолго бил его ногами и орал, не обращая внимания на то, чтоединственная зрительница убежала. Бедный грабитель, зная точно, чтоон-то не бессмертный, не сопротивлялся. Наконец приехала милиция. Обоих засунули в машину, отвезли в отделение и посадили в КПЗ. Большихтрудов стоило разобраться в происшедшем, учитывая, что один иззадержанных был страшно напуган, другой в доску пьян, а потерпевшаяисчезла. Но наконец картина преступления была восстановлена.
За эту историю Вася получил поощрение от руководства ГУВД, а ещеу него появилась привычка: как напьется, он вспоминает, чтобессмертный. И лезет всюду, где только можно, чтобы это еще разпроверить.
* * *
Как-то раз пригласил нас к себе Илья Михайлович. Чайку попить да свою молодость вспомнить. Среди прочих, рассказал он и эту историю.
Служил я тогда во внутренних войсках прапорщиком-розыскником, ипоручили нам найти и вернуть одного беглеца. Людей у меня в группе было немного, в ходе поисков пришлось разделиться, и так получилось, что я вышел на него один на один. Разыскиваемый устроился на пасеке, да не просто так, а с ружьем. Началась перестрелка. Но приблизиться як нему не могу: позицию он выбрал действительно удобную. Наши вряд ли подойдут раньше, чем завтра, а как только стемнеет, враг запросто ускользнуть может.
И тут я сообразил, что делать. Стал стрелять не по преступнику(все равно с такой дистанции не попадешь), а по ульям. Вышло все, как было задумано. Когда я раздолбал десяток ульев, разъяренные пчёлы набросились на злодея, и он кинулся к реке. Я побежал за ним, правда, окольным путем. Там, в реке я его и взял.
Когда беглеца доставили обратно, его пришлось сразу поместить в госпиталь, и он там лечился еще месяц. Коллеги мою находчивость оценили. Но через неделю меня с треском выгнали со службы. Оказалось, что та пасека принадлежала нашему командиру полка полковнику А. ,которому идея насчет ульев совсем не понравилась.
* * *
Вот ты говоришь, что такую работу как наша нельзя чистыми рукамиделать. Конечно, с говном возишься — обязательно изпачкаешься. Нозачем же с головой туда нырять? Не надо. Вот, например, каждого из насраз по пятьдесят можно посадить за заведомо ложные показания. Что жделать. Судье ведь свидетелей подавай, а какой дурак
станетпреступление совершать при свидетелях. (Дураков очень быстропересажали, одни умные преступники на свободе остались.) Но я никогдане стану подтверждать своими показаниями то, чего не было. Вот чегобыло, но никто не видел — другое дело. Если разобраться, то когда мызакон где-то немножко нарушаем, то только ради торжества того жеЗакона. Вот расскажу я тебе такую историю.
Был у нас один "клиент" — шибко криминальный тип. Но материаловна него собрать не удалось, хитрый, зараза. Стали думать, как егоподцепить. Выяснили, что он снимает комнату в студенческом общежитии;хозяин комнаты живет где-то в городе у родственников, а комендант, видимо, тоже что-то имеет на лапу, чтобы не замечал несоответствия. Конечно, это нарушение паспортного режима, но максимум, что за этоможно сделать — оштрафовать и выгнать из общежития, так он себе другуюкомнату найдет. Применили более хитрый способ.
Мы нанесли визит в общежитие в отсутствие жильца и совершилимелкое хулиганство: насовали ему спичек в замочную скважину. Когдазлодей вернулся к себе на этаж, оказалось, что открыть комнатуневозможно. Получасовые усилия оказались бесплодными: похулиганили мына совесть, спички были предварительно смазаны клеем. Когда онубедился, что замок уже не прочистишь, пришлось ему выломать дверь. Именно в тот момент, когда замок был сломан, и дверь распахнулась, наэтаже откуда ни возьмись появился участковый инспектор в сопровождениидвух дружинников. Увидев, что неизвестный гражданин выламывает дверь, они, естественно, подошли и попросили предъявить документы. Сразу жевыяснилось, что он тут не проживает. За попытку совершить квартирнуюкражу его немедленно арестовали и посадили в камеру. Попыткиоправдаться тем, что он якобы снимал тут комнату, ни к чему непривели: хозяин комнаты и комендант, разумеется, от всего отказались. Заодно получился хороший предлог, чтобы осмотреть комнату; там, кстатисказать, обнаружили кое-что интересное.
Пока шло следствие по делу о краже, и наш подопечный сидел визоляторе, подоспели прочие материалы, и сел он в конце концов крепкои надолго.
* * *
В тот раз брать бандита нам пришлось на станции метро"Маяковская", в дальнем от выхода конце вестибюля. Именно там онназначил встречу.
Мы не слишком удачно расположились на месте, или неудачно к немуприблизились. Преступник успел понять, в чем дело, выхватил пистолет иранил одного из наших ребят. И бросился к выходу
через всю станцию. Так получилось, что перехватить его оказалось некому, все почему-тосгрудились в торце станции. Стрелять вслед нельзя, потому что вперединаходились люди. Все кинулись вдогонку, но бандит успел получитьсолидную фору. Вот тогда один наш опер, Сашка Бельский, догадалсяуцепиться за отходивший поезд, получив таким образом преимущество вскорости. Когда он поравнялся с бегущим преступником, то понял, чтоспрыгнуть уже не сумеет. Поэтому он нарушил строжайший приказ, запрещающий стрелять в людных местах, и дважды выстрелил. К сожалению, промахнулся. Но беглец от испуга свалился с платформы на пути, там егои взяли. А Сашке ничего не оставалось, как прижаться к вагону и втаком положении ехать до следующей станции "Горьковская", где еговстретили коллеги и долго над ним потешались.
Стрельба в людном месте даром не прошла: все получили отначальства по первое число. Потом нас еще долго склоняли во всехуправлениях ГУВД, приводя в качестве примера безграмотной работы. Свидетельство этой знаменитой акции каждый может увидеть на станции"Маяковская": если присмотреться, то в стене над рельсами видныщербины от пуль.
Истории о армии ещё..