Уже 2 года живу и учусь в Германии. Не так давно произошёл случай, который довольно чётко даёт понять обстановку с иностранцами тут на сегодняшний день.
Перемена. Школьный коридор. Мы с подругой (она полячка и между собой мы разговариваем на немецком) читаем какой-то текст и пытаемся его перевести, объясняя друг другу непонятные слова. Уже в конце текста замечаем слово, которое обе не знаем, решаем, что подойдём к кому-нибудь и попросим объяснить смысл, спрашиваем, разумеется, на немецком. Останавливаем первого попавшегося школьника и начинаем объяснять что нам от него надо. Тот в свою очередь широко открывает глаза, и с испуганным видом говорит на ломаном английском, что не понимает на немецком. Хорошо, идём дальше, останавливаем следующего:
— Привет, помоги пожалуйста объяснить...
— Прости, я понимаю по-немецки, так же как и ты, — заявляет нам этот самый парень на русском.
Ну да, точно, мы ведь познакомились пару недель назад на курсе для иностранцев. Ок, давайте следующего! Останавливаю первого попавшегося и задаю всю ту же фразу что и ранее, на это получаю далёкие от нормальной речи слова:
— Ихь шпрехе нихт дойч.
— Отлично, — говорю я по-русски довольно громко. — В этой стране вообще кто-нибудь говорит по-немецки?
— НЕТ! — отвечает пол коридора на русском.
* * *
Помните в школе методы воспитания "Встань. Повтори, что я сейчас сказал(а)". А вот в институте это не работало. Мой друг, тоже Миша, учился на юриста и еще практиковался в общественной юридической консультации. В итоге приходилось изучать некоторые вопросы с опережением программы. И вот идет лекция, Мише скучно и он почти засыпал. И тут "Миша! Встань и повтори, что я сказал". Он встает и повторяет сказанное преподавателем, а потом продолжает рассказывать тему. А одногрупники начинают записывать за ним. Преподаватель слушал минут пять, после говорит "достаточно молодой человек, вы можете идти. "Зачет Мише поставили автоматом.
* * *
Призрак
В нашем общежитии двери в комнатах закрывались не у всех, не везде и не всегда. Не знаю, могла ли сейчас произойти эта история и изменились ли общежития, но я пишу о событиях, боже мой, 80-х годов прошлого века. Воровство было редкостью, чаще вещь просто заимствовали, а потом возвращали и, зачастую, только она могла сообщить
кто и когда ее брал.
Когда мы ложились спать, то одного нашего соседа не было. Андрюха, большой профессионал прекрасного пола, отсутствовал в очередной раз. Чтобы не создавать лишнего шума, дверь мы не закрыли. Сурков был родом из Баку, говорил с чуть заметным акцентом и получал чудесные посылки из родного города. Сейчас это труднее понять, но тогда запах южных фруктов наполнял комнату экзотическими для зимней Москвы ароматами. Андрюха честно делил посылку пополам, оставляя аппетитные фрукты для своих подруг.
Ночью дверь осторожно открылась. На стул легла сумка, вошедший начал раздеваться, привычно развешивая одежду. Затем он вышел, послышался шум воды в умывальнике. "Андрюха" — подумал я и уснул. Утром, проснувшись, я увидел, что кровать Андрюхи не расправлена. Встав и заглянув за занавеску, я увидел, что на стуле аккуратно висят: куртка, брюки, рубашка, майка. На другом стуле лежит сумка, а на столе кошелек. Не хватало носков, трусов и ботинок. Пришлось открыть кошелек. В нем лежал студенческий билет и деньги, но фотография и имя нам ничего не сказали. После завтрака я написал объявление и повесил на доску около вахты. "Кто случайно разделся в комнате 232, просьба забрать свои вещи". Часа в два в дверь смущенно постучали. К нам вошел человек со студенческого билета. Он недавно переехал в комнату напротив, которая граничила с умывальником, а наша граничила с туалетом. Его поселили на место отчисленного и он заехал пару дней назад, не успев нам примелькаться. Вчера Андрей получил стипендию и поехал к знакомым на день рождения на "Юго-Западную". Он точно помнил, что ехал на метро до общаги, но как он проехал через всю Москву в одних трусах вспомнить не мог. Он даже вспомнил, что разделся и пытался заставить соседей вернуть свои вещи. Народ смеялся в комнате до слёз, до икоты. Потом посоветовал сходить вниз и прочитать объявление. Вернувшись в общагу чуть навеселе, Андрей перепутал комнаты и разделся у нас, а когда вышел из туалета, то вернулся в свою комнату. Просто "С лёгким паром! " получилось. Вещи, деньги и документы вернули.
* * *
Недавно увидел старое выступление С. Альтова про взятку в конверте. Ещё, помню, был фильм с экранизацией этого рассказа. Вот уж, действительно, ничего нельзя придумать: всё было, есть и будет. Эта история из начала нулевых. Тогда абитуриенты в ВУЗы поступали по результатам вступительных экзаменов в ВУЗ, а про свирепый ЕГЭ никто еще и не
знал. Экзамены тогда были скорее тестом для родителей — их социальному статусу, умению найти нужных знакомых, собрать требуемую сумму. Не могу сказать, что это были самые счастливые времена для вузовских преподов, но, если пристроить своего человечка, размер родительской благодарности превышал зарплату препода за год. А, если двух... Тогда препод мог недели две чувствовать себя новым русским: купить жене сапоги, съездить в Турцию, раздать почти все долги. И, кстати, почему-то поступившие студенты неплохо учились. Может, родителей было жалко? До поры до времени правоохранительные органы это особенно не волновало: если и появлялись какие-то статьи в прессе и разоблачительные передачи на ТВ, то это служило только источником информации для родителей о размере взятки. Но как раз в начале нулевых всё переменилось: менты стали хватать взяточников с обязательным шоу — заламывание рук, выворачивание карманов и битьё взяточника мордой о стол. Ребята, для которых взятки были бизнесом, забеспокоились и побежали к знакомым "правоохранителям" за объяснениями. И выяснили, что раньше им запрещали привлекать врачей и учителей за взятки, а теперь дали команду "Фас". Дескать, теперь учителям да врачам что-то платят регулярно и прожить на эту сумму можно. Для сведения: в те времена треть преподавателей получала зарплату равную 2/3 от стоимости продуктовой корзины, рассчитанной, естественно, не домохозяйкой, а каким-то комитетом госдуры. Менты старались, но всё, что они могли — это организовать какую-нибудь подставу. И вот одна их барышня, решив поступать, нашла посредника — вахтёра одного из университетских корпусов. Когда вахтер получил требуемую сумму, менты пошли за ним следом, ожидая, что тот пойдет по всей коррупционной цепочке в приемную комиссию. Но тот их круто подвёл. Побежал в ближайший ларёк за бухлом и на неделю выпал из социума, уйдя в запой. Но делать что-то надо, и менты, не дождавшись, пошли в приёмную комиссию сами колоть её работников.
Нет, ребята были серьёзные, но подготовились слабо. Ответственный секретарь приёмной комиссии радостно (уф! Пронесло) им популярно объяснил, что их подставная барышня поступала туда, где не было конкурса, и её уже зачислили, а поэтому во взятке не было никакой нужды. В разгар объяснений в кабинет врывается коллега секретаря и, не обращая внимания на присутствующих, кладёт перед ним толстый конверт: "Это — тебе. Что просил". Я как-то видел, как мой кот разодрал голубя. Вот так менты набросились на конверт. Из вскрытого конверта выпала ксерокопия научной статьи. Лучше всего про выражения на лицах ментов сказал С. Альтов в своём рассказе: "у них были лица людей в одночасье потерявших всех своих родственников".
— А это что такое? Крючки какие-то? Это интегралы, что ли?
— Ну они, родимые. А вы что ожидали?
— А деньги?..
— А деньги мы в конвертах не носим — мало ли что. Ещё со взяткой перепутают. Мне коллега обещал принести статью — и принёс.
Нет, взяточные истории в моём вузе на этом не закончились. Был и на правоохранительной улице праздник. Так пожелаем им успехов в борьбе с самыми гнусными коррупционерами — врачами и учителями.
* * *
Институтские времена самые весёлые в жизни.
Спросили мы нашего препода по сопромату какой случай списывания он запомнил больше всех?
Он рассказал.
Пришёл студент на пересдачу, троечник, в аудитории кроме него нет никого. Вытянул билет, готовится. Сижу жду, вижу боковым зрением — списывает! Взгляд поднимаю — нет ничего! Убрал взгляд — ну списывает же! Взгляд поднимаю — нет ничего!
Вроде рассказал он билет, сказал ему расскажет как списал поставлю три.
Объяснил! Этот орёл в рукаве пропустил резинку тонкую и к ней шпоры привязал! Вытащит незаметно в ладонь, чуть палево, отпустил и шпора в рукав улетела! Гений блин!
Учебные истории ещё..