"УЧАСТКОВЫЙ ПЕДИАТР.

МОРЖ ПОНЕВОЛЕ"

Окунулся на Крещение в прорубь — и вспомнилось.

Много букаф — пропускайте сразу!)

Как-то так вышло, что в школе я часто болел всякими простудными заболеваниями, плюс почти ежегодно — пневмония.

Вроде и спортом занимался, а все равно — стоило хоть немного промочить ноги — и температура обеспечена.

После школы слесарил на стекольном заводе, хоть и горячий цех ( "на площадках" до +120 С, — в начале смены старые слесаря и резчицы стекла в литровую стеклянную банку клали очищенную луковицу, три-четыре картофелины и кусок мяса, заливали водой, лавровый лист, пару горошин перца, соль и ставили под лестницу — через четыре часа, к обеду, суп был готов; но если сломался в -30С при сильном ветре башенный кран, стоящий снаружи, то это тоже мои, дежурного слесаря, проблемы...) — пневмонии также были ежегодно...

В институте аллергический ринит расцвёл махровым цветом, с переходом в "астмоидное состояние"...

В первый же год работы участковым педиатром выяснилось, что у моего шнобеля ещё и реакция на смену температуры — вхожу зимой с улицы в дом — сопли минут пять просто текут; выхожу из дома на улицу — снова пятиминутный "ручеёк"...

А вызовов у меня зимой 17-22, это среднее, бывает и больше. И каждые пятнадцать минут очередной платок становится мокрым...

Захожу я в квартиру, мою руки, склоняюсь над ребенком — и еле успеваю выхватить и поднести платок. Хорошо ещё, если ребёнок большой и его можно смотреть стоя, а если грудничок, который лежит, а ты склоняешься над ним? А реакцию и отношение родителей-бабушек представляете?

Короче, за два года три обструктивных бронхита и вот уже коллеги ставят мне бронхиальную астму, которая, как известно, во всем мире считается неизлечимой. Временная ремиссия может быть, а вот вылечиться — увы, не в этой жизни.

Старшая коллега, участковый педиатр, снисходительно так посмотрев на меня, предложила сходить с ней в некий "клуб моржей", где она занимается несколько лет.

Физиономии у другой части нашего "чиста дамскага" (исключая случайно затесавшихся меня и ещё поликлинического хирурга Серёгу) коллектива, совершенно ясно показали мне отношение коллег к этой придури.

Но почему-то я все-таки поперся к этим моржам...

Урал, октябрь, холодно, газоны уже в снегу, народ в шубах, шапках и перчатках...

Дом спорта, тесная раздевалка с одной общей вешалкой, старые кеды, небольшая разминка в зале, пробежка в плавках и купальниках метров 800 вокруг Мотовилихинского пруда, скользкие обледеневшие мостки, лесенка в чёрную бездонную воду...

Льда на воде ещё нет, но ведь октябрь, с@ка!! , уже темно, вода вообще чёрная, тоскливая, страшная и холоднаяяяя....

Технологию влезания в прорубь для себя я придумал почти сразу: первый этап — опустить ноги до колен, "это не страшно, как холодный ручей вброд перейти; что, ты ни разу не мыл ноги в холодной воде? "; второй этап — опуститься по лесенке по пояс или по грудь, "ну, холодная; ну, яйки ведь в плавках- не замерзнут"; и третий — "да гори оно всё синим огнём-ярким пламенем!! " и приседаешь полностью в воду.

Первые пару месяцев готовиться "к погружению" я начинал накануне вечером — "завтра ты сможешь, это не страшно, ты уже делал это, жив до сих пор...".

В декабре "бесед с самим собой" уже хватало немного днём и в трамвае, по дороге на тренировку на пруд.

А в феврале достаточно было, уже сев в трамвай на тренировку, просто "поговорить с собой по душам".

Лет пять, уже плавая трижды в неделю — вторник/четверг/воскресенье — в проруби, которую мы долбили на каждую тренировку метров на пять-шесть в длину, чтобы именно плавать, а не окунаться, — я не мог встать под холодный душ дома. Со всеми вместе на улице в прорубь -температура воздуха минус 25, а поверхности воды 0 градусов — легко! Под ледяной душ у себя дома, в родной тёплой ванной, при воде плюс 12-14 градусов — да идите вы все на @#&!

Все-таки человек — стадное существо. Поговорка "на миру и смерть страшна" — это про таких раздолбаев, как я...

Всего в пиковые годы, 86-89, занималось у нас в клубе моржей "Айсберг" человек 110-120, это если всех сразу посчитать. На каждую тренировку приходило по 30-40 человек, по выходным и праздникам — до 80 доходило. Мужчины приходили на час раньше — долбить прорубь.

Пешня, лопата (шугу из проруби доставать), что-то типа двухметровой длиннющей кочерги — отколотые льдины загонять под себя под лёд или, когда "подо льдом" уже на глубину почти метр насовано льда, наоборот, вытаскивать наверх.

Край льда отламывается под кем-то или сам подскользнулся — и минимум по колено в ледяной воде — практически каждую тренировку.

Вылезти самостоятельно на лёд — провалившись в полной одежде — умел каждый. И почти у каждого моржа-рыбака, за спиной по одной-две спасённой на зимней рыбалке жизни соседа-рыбака.

Страх перед моржеванием у новичков я зачастую снимал пятиминутной проникновенной) беседой: "15 секунд пребывания в проруби — больше и не надо, достаточно 5-7 секунд — и кожные покровы остывают на глубину всего 1-2 мм. А вот поверхностные рецепторы захлебываются от ужаса и с криком "ты, б.. ь, совсем ахренел!! , " понужают изо всех сил все защитные силы организма. Которые, в свою очередь, впрыскивают разные гормоны в кровь литрами.

В результате, ты бегаешь как ошпаренный, визжишь от эмоций и восторга, а внутри организма сами проходят 90% функциональных расстройств. Инфекционные не проходят, но становятся легче и быстрее лечатся".

( У меня потом первая медицинская монография как раз из клуба моржей была, про иммуннофизическую реабилитацию часто болеющих детей и взрослых, я в Советском Союзе единственный врач-чудак был, который часто болеющих детей лечил холодом и 5-часовыми занятиями физкультурой).

Были среди занимающихся у нас мужиков и откровенные сачки — регулярно приходили впритык или даже с пятиминутным опозданием — "ой, извините, на работе задержали, я в следующий раз пораньше приду лёд долбить". Или прибежит к концу долбежки, хвать лопату, и давай снег с дорожки счищать.

Тренировки начинались с обычной разминки в спортзале. Вёл кто-нибудь из тех, кто ходит постоянно, специального человека не было.

Как-то вышло, что вскоре тренировки начал вести я, хотя не физрук ни разу. Да без проблем, пробежка по залу, разминка, суставы прокачали сверху вниз, немного растяжки и далее индивидуально: мужики как правило в баскетбол играли, женщины что-то типа аэробики (была у нас в секции профессиональная аэробиня), кто-то на уличную пробежку, кто-то сразу в прорубь, потом баня.

Остальные клубы моржей завидовали нашей базе, ибо у них только вагончик или комната для переодевания были, и прорубь круглая, только окунуться, а у нас — зал, шестиметровая дорожка для плавания, баня — шоб я так жил).

В гости почти каждую тренировку из других клубов кто-нибудь приходил. И тогда в бане каждый раз возникала одна и та же тема — начинались рассказы-советы всем окружающим по лечению/закаливанию прорубью, с аргументированными песТнями — "как я прорубью вылечил соседа, свата, кума, своего и соседского ребёнка от всех болезней".

Если мне случалось в это время тоже оказаться в бане, каждый раз происходил один и тот же разговор: "ты же доктор, скажи, как я классно его вылечил".

Я всегда честно отвечал, что "мне с тобой в мастерстве лечения всего и всех не сравниться, я вылечил всего лишь пару тысяч детей, и до сих пор не умею лечить "по телефону", не видя ребёнка".

Приходили к нам и Лёня Завьялов, водолаз по профессии, один из первых советских Ironman’ов, который занимался никому неизвестным тогда триатлоном, и Елена Гусева из Березников, многодетная мама (это уже сейчас)) и многократная чемпионка и рекордсменка СССР, России и мира по плаванию в ледяной воде, в команде совместно с тем же Завьяловым Берингов пролив переплывала, мне даже представить страшно, что это такое.

Был у нас в дружественной секции моржей мужик один, лет за 70 уже. Моржевать начал, по его словам, в 20-х годах прошлого века.

"Совсем я мальцом был, лет пяти-шести. В конце сентября-октябре пригоняли с низовьев Камы к нам из Астрахани баржи с арбузами. Чтобы не воровали арбузы, баржу ставили посреди реки, и на ней сторожа. Старшие ребята, ухари, подвозили меня на лодке к барже, подсаживали на неё и уходили на 200-300 метров вниз по течению. Я, стараясь не шуметь и не плескать, сбрасывал в воду по одному арбузу. Сторож увидел, как ребята в лодку плывущие арбузы собирают, сообразил и полез ко мне через гору арбузов. Деваться мне некуда, пришлось в реку и плыть на берег. Так и привык в холодной воде купаться".

Врал, наверняка, или привирал очень сильно, ибо гниловатый мужик был.

Первый раз его выгнали из клуба как-то весной, во время ледохода. Небо синее, солнце яркое, белые льдины не спеша идут вниз по реке, тычась и крутясь вокруг опор моста. Народ на мосту стоит, красотой красотинской любуется. На одной из льдин мужик в плавках лежит. Народ заволновался, скорую вызывают, пожарных, МЧС тогда ещё не было. Приезжает пожарная команда, ладит лестницу с моста спускать. Мужик на льдине поднял голову, посмотрел на суматоху вверху — и рыбкой ушёл в воду, поплыл саженками к берегу.

Через день в клуб пришла милиция, вставила фитиль руководству, мужика выгнали.

По осени снова приняли, очень он просился и обещал больше не хулиганить.

А сезон моржевание начался, пошли в клуб новички, он и давай их провоцировать — кто дольше в проруби просидит. Сам он с узкими плечиками, необъятным пузом, худыми ножками и плешивый, как Майор Лимон в "Чиполлино". Один спортсмен накачанный новенький и повелся. Просидели около минуты (для новичка это очень много), молодой вылез первым. И слёг с пневмонией.

Выгнали мужика окончательно. Он по другим клубам ходил, просился, но эту историю уже все знали.

Уж не помню, с чего мне в голову блажь пришла — посмотреть, как плавание в проруби влияет на состояние человека.

Вроде, кто-то из наших моржих утверждал, что ей при начале приступа холецистита "главное, чтобы в этот день была тренировка и успеть добраться до проруби".

Договорился с лаборанткой из поликлиники, она приехала на тренировку, взяли кровь у всех до тренировки, и сразу после купания в проруби. Я завёл что-то типа карточек на тех, кто сдавал анализы — состояние, ощущения, жалобы. Анализы сдавали все, то ли коллективизм был силён, то ли самим интересно было нахаляву кровь проверить.

От результатов охренел не только я, но и наши более опытные врачи, не верили, что в ряде случаев 5-20 секундное плавание в проруби может практически мгновенно дать такие улучшения общих анализов крови, биохимию мы не делали.

Два сезона ежемесячно брали анализы крови до/после тренировки, которые мне не то чтобы потом уж очень сильно пригодились, но определённый толчок дали.

В итоге всех этих зимних развлечений я сам до сих пор (хотя уже лет двадцать пять не моржую регулярно, так — пару раз в сезон) практически перестал болеть и живу и работаю в условиях почти запредельных физиологических и психоэмоцинальных нагрузок.

БОльшая часть "часто болеющих детей" из нашей секции моржей в течении года-полутора переходили в группу "практически здоровых".

Из 18 детей с выставленным диагнозом "бронхиальная астма", у 17 не было ни одного обострения в течении последующих 10-12 лет, в ходе которых я их ещё мог наблюдать, и они честно состояли в той самой группе "практически здоровых". Одна девочка умерла лет в двадцать, причины не знаю.

Еще примерно в течении лет пятнадцати, как я, чтобы прокормить семью, радостно ломанулся в бизнес (есть у меня здесь пара историй об этом)), и перестал "работать врачом", хотя врачебные рефлексы остаются на всю жизнь, на улице регулярно ко мне подходили разные незнакомые люди разных возрастов, но с одинаковой фразой — "доктор, Вы нас не помните, мы с Вашей секции или участка, мы/дети/внуки до сих пор не болеем, спасибо Вам, Доктор! "

25 Jan 2021

Курьёзы ещё..



* * *

Три года назад была я у подруги на свадьбе. Ловили мы букет вчетвером. У одной из подружек свадьба была уже назначена, вторая была помолвлена, третья с парнем собиралась просто сходить расписаться в ближайшее время. У меня же на тот момент не было ни намека на личную жизнь. В общем, компания, была что надо. Естественно, букет прилетел ко мне. Все посмеялись и расстроились, что в этот раз примета не сработает.

И тут я, почему-то страшно разозлившись, выдаю "не видать вам семейного счастья, пока я замуж не выйду!". Все удивились и потом со смехом забыли. До тех пор, пока за неделю до свадьбы не разбился жених первой подружки. Вторая застала возлюбленного в постели со своей матерью и впала в глубокую депрессию. Третья подруга попала в больницу после жестокого избиения парнем. А та, на чьей свадьбе мы гуляли, родила особенного ребенка и муж сбежал. Ну а у меня скоро свадьба. На которой не будет ни одного из моих друзей.

* * *

Мои родители — пожарные. Когда я была маленькая, я часто оставалась у них на работе. Я успела облазить всю пожарную часть, постоянно ошивалась в гараже с машинами, обожала спускаться по трубе, которая предназначена для быстрого спуска пожарных со второго этажа на первый. А больше всего меня приводило в восторг, когда меня брали с собой на вызов! Меня торжественно сажали в пожарную машину и, пока ехали, по моей просьбе всегда включали сирену. Было чертовски здорово.

* * *

Сегодня я реально убедился в аномальности погоды (природы)...

Предыстория: сейчас своих кошек (кот+кошка) днем смачиваем холодной(?) водой, чтобы дышалось легче (делает это, естественно, мама, которая на пенсии). Все 1,5 месяца жары меня в выходные дома почти не было (сейчас только 2-й раз дома — 1-й не считается, так как

* * *

Работаю в салоне красоты. Сегодня наткнулись на некую банку, принесённую кем-то и оставленную на кухне в холодильнике...

Открыли, понюхали, попробовали — очень даже ничего, вкус мёда с карамелью... Конечно же, сожрали её всем коллективом, кто с чаем, кто с булкой.

Встрепенулись от вопля подошедшего косметолога, ибо сожран был медовый воск для эпиляции!..

Курьёзы ещё..

© анекдотов.net, 1997 - 2025