Тяжелое воспоминание, потому что поступок мой далеко не в соответствии с учениями Амонашвили, Корчака, Песталоцци, и других классиков педагогики...

Правда, Макаренко тоже корил себя за похожее, но у него другая была ситуация и соотношение сил.

Сельская школа, 89-91-й.

Преподаю в пятом классе "Историю Древнего мира". Историк уволился в первых числах сентября. Предмет раскидывали между учителями, и я — трудовик — вцепился за эти два часа. Потому что Историю Древнего мира любил с детства, неплохо знал.

И ещё дважды повезло! первый раз оказалось, что есть замечательное методическое пособие под авторством Годера, где расписан почти каждый урок. Какие задать вопросы по прошлому материалу. Что нарисовать на доске по новому материалу. Какие есть диафильмы и плакаты-картинки... Как рассказывать... Какие задать вопросы по новому материалу... Годер — был ВЕЛИКИЙ методист! Поклон его памяти! В методическом кабинете ГОРОНО это пособие не предложили. А учительница истории на пенсии, к которой меня привела моя девушка, меня опросила, протестировала, сочла достойным, и эту книгу мне отдала.

Второй раз, когда оказалось, что этот пятый класс — уникальный. Жадный к знаниям!

Я рассказывал — впитывали ушами, глазами и раскрытыми ртами. На каждый мой вопрос — лес рук! (ну, и предмет, конечно благодарный — мифы, легенды, герои, подвиги, красавцы и красавицы...). Звонок на перемену — "Мы не пойдем! Спросите ещё! Расскажите ещё! "

Проблема была — по классической тогдашней методике мог за урок опросить и поставить оценки только 5-7 человек.

А ответить хотели все 27!

Как-то сообразил-придумал тестовую систему.

Составлял на каждый урок до 20 вопросов по прошлым пройденным материалам с ответами "да"-"нет".

Урок вел по стандартной схеме, но оставлял в конце 2-3 минуты на этот опрос.

Раздавал им листочки, где надо было только в столбик записать номер вопроса, и поставить плюс или минус.

Как они любили эти тесты!

После звонка на перемену бегом сдавали эти листочки, и ждали оценок.

Тут же проверял их по своему шаблону, и выставлял каждому "5" и "4".

Пятерок всегда было больше.

Они убегали в столовую, если успевали, или на следующий урок.

А я выставлял в журнал оценки, и бегом относил журнал к их следующему учителю. Которая уже волновалась, что звонок на урок прозвенел, а журнала нет.

И каждый их урок по истории — у каждого оценка в журнале!

Не все были суперспособными... Обычный класс — с середнячками. Но все тянулись. Всем было интересно...

И вдруг пришел второгодник.

Он не слушал. Ему было не интересно. Всё время что-то гундел. Отвлекал соседа по парте, соседей спереди и сбоку. У этих сразу снизилась успеваемость.

Трудно рассказывать, спрашивать, когда кто-то в аудитории говорит одновременно с тобой.

У меня — план урока. Расписана каждая минута. И каждая минута интересна и мне, и всему классу. А я отвлекаюсь на него, успокаиваю... Учебный процесс срывается. Радуюсь каждому его прогулу. Потому что при нём — что-то не додаю остальным.

Молодой я был — плюс-минус 30. Он — всё больше наглел. Сорвался я однажды... Не буду сейчас — потом может расскажу. Продолжением...

А в тот год в качестве эксперимента ввели экзамены в каждом классе по выбору учеников.

И во всех классах дети относительно равномерно выбирали предметы для экзаменов. А эти пятиклашки — все выбрали Историю!

Завуч схватилась за голову:

— Виктор Николаевич! Отговорите их! На экзамен по расписанию два академических часа! Мы не успеем принять у 27 человек!

Я разводил руками, и радовался!

На экзамене было, как на уроках:

— Понятно! Первый вопрос ты знаешь! Хватит! Переходи ко второму!

— Второй я тоже знаю! Но я ещё про первый не всё рассказал!

35 почти лет прошло. До сих пор их люблю!

1 Feb 2025

Детские истории ещё..

Альфред


* * *

Гостья

Не прошло и пятнадцати лет, как мои старые друзья, Костя и Анна, решили, наконец, пожениться.

Обоим по сорок, вместе уже миллион лет. Да что там миллион, их дочурка Даша, в сентябре в школу пойдет.

Естественно, свадьбу затеяли совсем не грандиозную, только для своих. Но, в любом случае, невеста в дорогом белом платье, была ослепительна

* * *

1999 год, сентябрь, я пошел в пятый класс. Пятница, новый предмет — Труды! Ух ты!

Деревообработка. Трудовик раздает всем заготовки и командным голосом "Взяли рубанки в руки и строгаем! "

Я пытаюсь строгать. Получается херня. Рубанок держу первый раз в руках. Трудовик идет вдоль верстаков, всех критикует, мол руки из жопы, где вас таких

* * *

Тут по сказкам опять прокатываться начали. У меня сын любит "Летучий корабль". Советский мультфильм. В детстве я тоже воспринимал его как есть. Но по причине 1001 просмотра во взрослом возрасте, задумался:

1. Царь потерял корону и царство потому, что взлетел на корабле и не мог на нём ни сдвинуться с места, ни слезть с него потому, что не знал нужных слов и был вполне реальный риск умереть на этом корабле от жажды и голода. Полкан кинул ему лестницу в обмен на корону. С этой точки зрения Иван и Забава находятся в ещё худшем положении. Ибо они на корабле полетели, корабль двигается, соответственно лестницу им уже не бросить, а слов для остановиться и опустить корабль Иван не знает потому, что видел только как Бабки Ёжки взлетали. То есть в перспективе, дней через семь, они умрут от жажды.

2. Полкан хотел жениться на дочери царя чтобы получить царство. Когда он кинул лестницу царю в обмен на корону и царство, какой был смысл дальше добиваться Забаву? Он и так получил то что хотел.

* * *

Это сейчас принята, как закон, дурь про неприкасаемость половозрелых деточек, которых трогать низззя, даже если эти балбесы хамят, гадят, грабят и избивают своих же одноклассников.

Предполагается, что роль воспитателя может исполнять только государство в лице ответственных на это дело тетенек в погонах, да и то, только разговорами. А ведь есть более простые решения. Причем, чрезвычайно точно понимаемые балбесами.

Мой первый тесть был директором железнодорожного техникума в провинциальном городке. Когда местная шпана начала наглеть, хаметь и борзеть он, само собой, вначале просил милицейское начальство как-то приструнить шайку придурков. Те только руками разводили: когда убьют, тогда и применим власть.

Ну что же. Клин клином. Договорился с приятелем из воспитательной колонии, приехал, поговорил с пацанами с облегченным режимом на тему, как можно защититься от шаек малолеток. Сошлись на том, что он посодействует пацанам из колонии поступить в техникум, а те съездят на пару-тройку воспитательных процедур. И в колонии и в милиции были не против. Пацаны съездили, провели воспитание особо борзых малолеток. И все. Техникум "железка" стал в районе самым неприкасаемым у местной шпаны. До сих пор. Еще бы — такая авторитетная крыша.

Детские истории ещё..

© анекдотов.net, 1997 - 2025