Свежие истории от 13 марта 2015
* * *
Довелось мне в начале восьмидесятых лежать в больнице с переломом ноги.
Скучно не было. Народ в палате подобрался с чувством юмора; можно сказать — душевный.
Каждая травма, в том числе и вашего покорного слуги, достойна была отдельного рассказа, смешного и поучительного, с претензией на Дарвиновскую премию.
Только
один изрядно поломанный парнишка упорно отмалчивался. И так, и этак раскручивали — молчит.
Но — вода камень точит — раскололся парень! Оказался он курсантом летного училища, их на практику посылали опылять с кукурузников поля Родины. Летали по двое, а как освоились и запарка началась — по одному. Далее — от лица пилота:
"Взлетел я очередной раз, набрал высоту, и тут спохватился — забыл удовлетворить на земле малую нужду. Приспичило, в общем.
Для таких случаев летуны используют гигиенические пакеты, кои потом выкидывают за борт. Хвать — как на грех, ни одного пакета!
А уже припирает. Открыл дверь в салон — лежит стопочка в самом хвосте! Автопилота в АН-2 нет. Ладно, думаю, если быстро до хвоста и назад пробегу — ничего произойти вроде бы не может? Не учел, однако, что самолетик-то легкий. Когда я до хвоста добежал — центровка нарушилась, нос задрался, дверь в салон-то и захлопнулась. А открыть ее снаружи без специального ключа невозможно... Вот такой натюрморт: "Я в салоне "Летучего голландца" с пачкой гигиенических пакетов"... "
Отсмеявшись, я сквозь слезы спросил:
— Ты хоть пописать-то успел? — А как же! И не только пописать...
ПРОПАВШАЯ ПОХЛЁБКА
Об эпопее в 30-е годы прошлого века по Северному морскому пути на пароходе "Челюскин" Шмидта и компании написано много, но еще больше бытовало разного рода "апокрифов", по разным причинам не вошедших в основные документы. Вот одна из таких историй.
После того, как пароход затонул во льдах, и перед тем, как экипаж
с членами его семей (ехали на Север, будто в круиз на "Титанике") стали потихоньку вывозить авиацией, предстояло пересечь пятьсот верст по льдам, торосам и вечной мерзлоте на собачьих упряжках. Дело шло медленно, да и жратвы стало не хватать – причем и собакам тоже. К одному из ночных привалов доехали совершенно измученные, и тут, к всеобщему ужасу, выяснилось, что с одних саней свалилась куда-то во тьму и пургу большая часть провизии!
Мало того – во время экспедиции на "Челюскине" родилась девочка, которую назвали Кариной (дело было в Карском море), и вот задремавшая и безмерно уставшая мать выпустила ее из рук. Но, несмотря на стенания матери, искать девочку не стали: тьма, пурга сбивает с ног, следы моментально заметало.
Стали думать совсем о другом: из чего, а точнее кого, сварить похлебку.
Обратились к каюру. Он понимал безвыходность положения и согласился пожертвовать одним из своих коренников – те были более крупные экземпляры, чем простые ездовые лайки. Коренника помоложе кликали Чок, а постарше Хамит. Каюр взвесил все "за" и остановился на последнем – тот свое уже пожил. Похлебку решили сварить с утра, чтобы набраться сил перед дорогой.
…Ночью каюр проснулся от негромкого детского плача: рядом стоял Хамит и держал в зубах всхлипывающую, но вполне себе живую и незамерзшую Карину
– собака так аккуратно ее несла, что девочка не распеленалась (Карина жива до сей поры). Но это еще не все – Хамит на собственном хребту утерянную провизию исхитрился приволочь.
На привале начался настоящий праздник. Не участвовал в нем только коренник Хамит, ушедший куда-то в ночь: он-то догадался, что люди хотели его сожрать, и более не верил в благодарность двуногих.
* * *
Про странные ночные покупки.
Однажды мне пришлось бежать (бежать — буквально), в 3 часа ночи в круглосуточную аптеку, чтобы купить парацетамол, антигистаминное, обезболивающее, пластыри, средство от ожогов и еще кучу всего. Аптекарша, увидев, что бегом и прослушав список, сострадательно спросила, что у нас случилось.
А у нас случился отлет детей в Египет, через 15 минут уже приезжало такси, а они никак не могли отыскать свой пакет "с лекарствами на всякий случай".
* * *
ЗФТШ. Что это?
Преамбула.
Сначала школа. Школа была не какая-нибудь, а элитный второй лицей Тулы. Меня в родной 31-й школе ребята очень зауважали после того, как парень, переведшийся в него одновременно со мной, с ужасом драпанул обратно, после первых же трёх недель мучений: "Они там реально учатся! Даже на сне экономят! ", —
с круглыми глазами поведал, создав мне соответствующее реноме.
Во-вторых, класс. Только у двух ребят родители реально могли посодействовать с поступлением. У всех остальных впереди было два выбора: либо набирать максимальный балл и поступать туда, куда реально хочется, либо тебя уважать твои же одноклассники не будут.
Ну и сама история.
И вот у нас в классе появился какой-то аспирант-психолог, который набирал материал для своей кандидатской диссертации. С гордым видом раздал нам разработанные им блиц-тесты и уселся их обрабатывать и сообщать каждому из нас выявленный профиль личности.
Как сейчас помню часть "С" из тех тестов:
— "Ты знаешь физику/математику в объёме школьной программы? "
— "Ты знаешь физику/математику в объёме большем школьной программы? "
— "Ты знаешь физику/математику в объёме достаточном, чтобы претендовать на призовое место в районной олимпиаде? " и всё в том же ключе.
Обработав результаты, аспирант с видом судьи, вынесшего окончательное решение, изрёк: "Ну вот! Как минимум у пятерых ребят из Вашего класса, наставивших ответы "да" в части "C" крайне завышенная самооценка".
Первым не выдержал Димка С. (поступление в итоге на прикладную математику МФТИ, ещё раз, кто не понял: в "Физтех"): "Вообще-то у нас как раз пять ребят занимаются в ЗФТШ" (Заочной-физико технической школе при МФТИ, от задач которой башка скрипела и мозги плавились, прим. автора).
Вторым его поддержал Андрей Ев. (поступление в итоге на Физфак МГУ): "И именно эти пять ребят у нас ездили в летний лагерь ЗФТШ, где прорешивали наиболее интересные задачи районных олимпиад".
Пауза. И без того дымчатые очки аспиранта затуманились и он схватился за заключительную спасительную соломинку, уже без апломба и с надеждой в голосе произнеся: "Ну вот эта ваша ЗФТШ, что это? "
"Чистый гумманитарий. .. " — тихо и почти вежливо выдохнули задние парты.
* * *
Много лет назад моя мама работала воспитателем в садике. Ну и я после школы топала к ней и делала там свои уроки/играла с детворой. Иногда случалось, что всех детей забирали и оставалось пару детенышей, но в таком случае родители либо звонили что задерживаются, либо им звонили и договаривались.
Одним весенним деньком за Димой не пришла мама, трубку не брала. Что делать? Повели ребенка домой, причем самое стремное — что вел нас он, и постоянно забывал дорогу.
Дошли кое-как до квартиры, мама открывает дверь и угадайте что она говорит?
— О, привет, ты пришел?
* * *
Тоже про визы в с. а. с. ш. (Северо-американские соединенные штаты — так оно раньше называлось). Сосед в очереди второй год безуспешно на визу подает. Грустно шутил, что его отец сидел в отказниках три года в 70-е (при Брежневе), и видимо ему теперь при Обаме еще год надо будет походить за визой. В тот день ему тоже кстати отказали. Несмотря на наличие детей и успешную работу (дантист).
Зато тогда же визу запросто получил наш блатной охранник Ахметка, у которого дядя крышует полгорода и уже две мечети построил. Когда он визой на проходной хвастался, я ради любопытства паспорт его полистал — интер-р-ресные там у него наклейки в паспорте! Пакистан, Катар, Иордания, Саудовская Аравия. Говорит что по бизнесу катается. Ну да щас прям.
Впрочем не мое это дело.
Мне визу на конференцию не дали, я особо и не огорчился. Пусть туда лучше "турысты" такие как Ахмед катаются. Авось им там понравится, они всем тейпом в Америку откочуют.
* * *
Ходил я давича к доктору. Специалист по спортивным травмам раз туды его в колено.
— Проходите, раздевайтесь, на что жалуетесь?
— Док, у меня болит мышца на ноге, или еще какая мягкая ткань, при таких-то движениях, в таких-то положениях.
— Давайте посмотрим.
Пока смотрел, щупал, нажимал — спрашивает:
— Чем занимаетесь?
— Я админ — компы, серваки, сети налаживаю, починяю, собираю.
— Спортом занимаетесь?
— Турники, брусья, бег, волейбол, бокс немного.
— Так так, угу, ага, хммм ммм, А ну так все понятно, нога болит из-за бега и волейбола! А где именно болит?
— Тут.
— Ну да, все логично. У вас растяжение, или еще какое повреждение. Вам надо 2-3 недели не беспокоить ногу.
— Но она уже полтора года так болит, вы что нить сделаете?
— Не беспокойте ногу, сама пройдет.
— Спасибо, доктор.
— Секунду, вы сказали, что вы компьютеры чините?
— Да.
— Раз вы уже тут, не посмотрите мой компьютер?
— Да, конечно. Что с ним?
— Плохо работает.
— Показывайте.
— Вот.
— Так, ага, угу, мммм хммм ну понятно.
— Что с ним?
— В интернет ходите? Через какой браузер?
— Хожу, через виндоуз?!?!
— iExplorer??
— Да, наверно.
— Ну все понятно, у вас вирус.
— Сделайте что нить!
— Вам надо не пользоваться интернетом, а лучше вообще компом, недели 2-3.
— А вы не почистите? не почините?
— Не, не надо, через две-три недели само пройдет!
— Но мне нужно им пользоваться, работать.
— А мне ноги нужны так просто чтобы болтались???
Интуиция
Теория. Сталкивался я в своё время с исследованием, что основы мышления закладываются языком в целом и системой письма в частности. Так европейские языки используют принцип записи звуков (фонетическое письмо [1]), а дальневосточные языки (например, китайский, японский, корейский) используют зарисовку образа (иероглифическое письмо
[2]). При первом виде письменности развивается, кажется, левое полушарие, отвечающее за логику. А при втором виде — правое полушарие, отвечающее за фантазию. Дальше исследователь делал два вывода:
1. О том, что чем дольше человек учится на протяжении жизни, тем больше он вынужден писать и тем, более у него будет развито соответствующее полушарие головного мозга.
2. Так как инуиция является прямым следствием не логики, а способности к фантазии, то интуиция среди дальневосточного населения будет более развита, чем среди европейского.
И в подтверждение своих выводов автор, в том числе, приводил описание основополагающих правил традицинной китайской медицины. Так взрослый китаец (не детско-юношеского возраста), купив компаненты необходимого ему лекарства, сам же и будет его готовить по инструкциям вида: "вот эту травку истолките, и смешайте с этой капелькой росы". То есть идея была в том, что рука должна правильно "дрогнуть" (что-то недотолок, чего-то пересыпал), обеспечив индивидуальную пропорцию и дозировку.
Практика. Учился у нас в студенческой группе китаец — Ин Чань. Конечно не столько учился, сколько отрывался от своих коммерческих операций, чтобы появиться в сессию и постараться что-то из экзаменов сдать (кстати, умный и хитрый, много чего ему удавалось, наверное, благодаря хвалёной китайской интуиции...) И как-то появился он у нас неудачно — поток только приходил в себя после тяжёлой формы гриппа, завезенной к нам преподавателем-американофилом. В результате Ин Чань захандрил, узнал, у наших девчонок, что у нас в соответствии с народной медициной принято принимать в случае симптомов "простуды" и заковылял на ближайший рынок, покупать себе банку малинового варенья и бутылку водки. Благо китайского чая у него дома было предостаточно.
Ах, да. Почему он не доверился официальной медицине было понятно без слов: в силу своей коммерческой деятельности он хорошо знал сколько в России изготавливают подделок, особенно медикаментов и доверия к ним у него не было никакого. Он говорил так: "У вас их делают из мела, а в Китае за это — расстрел".
На следующий день ребята, дружившие с Чанем, забеспокоились о его судьбе и помчались к нему домой. Где и нашли чуть живого Чаня, врачей скорой, вызванной заботливой соседкой, и саму соседку, нашедую его с температурой за сорок. Обычно, кому рассказываю историю, сразу говорят, что водка, наверное, была "палёная". Отнюдь. Он даже выпить её успел с русской точки зрения относительно немного. Просто для должного согревающего эффекта он съел не две ложки малинового варенья, а почти всю банку и очень обижался потом, что ему не пояснили правильную дозировку этого "невероятного русского препарата".
* * *
* * *