На летних каникулах перед пятым классом поехал с бабушкой в деревню под Смоленском. Природа, красота, хвойный лес и родственники. Но особое впечатление на меня произвели матерные обороты речи местных жителей — такого разнообразия, казалось бы простых слов, я больше нигде не слышал.
Школа, пятый класс, урок русского языка, тема урока — диалектизмы. Можно представить страницу тетради, полностью исписанную вариациями слова "Пи[c]ец" и офигевшее лицо учителя, когда я сдал ей свою работу.
На момент окончания войны моя бабушка, 18-летняя чистокровная и гордая полячка, была бригадиром колхоза. Еды не было вообще. И взять её, соответственно, тоже было негде. Однажды на замёрзшем поле ба увидела, как мать с тремя маленькими детьми собирают остатки посевов пшеницы, едва охапка набралась. Бабушка женщину не сдала, вину её взяла на себя. Суд, ссылка на Урал, реабилитация. Горжусь ею.
У меня есть две старших сестры, я младшая и самая нелюбимая. Первая сестра была долгожданная, любимая. Второго хотели мальчика, а родилась сестра. Мама не сильно расстроилась, а папа расстроился, так как очень хотел сына. Решили попробовать третий раз. И подгадали по какой-то книге день зачатия, и какие-то специальные продукты ели, и вроде мальчик должен был быть, и живот у мамы был низкий и острый, как обычно в ожидании мальчиков бывает. И имя мне мужское придумали. А родилась я. Разочаровались все. Мама даже грудью меня кормить не хотела. А имя мне выбрали, просто тыкнув в словарь с именами с закрытыми глазами, получилось Ирина. А ждали Павлика.
Эту историю родители даже не скрывали от меня. Не обижали никогда, но и не любили. Любой косяк — говорили: "А вот Павлик бы так не сделал", "Лучше бы Павлик родился, чем ты". Маразм.
Мне сейчас 33. Родители мне не звонят, никогда не интересуются. Как в сказке какой-то, но это правда. Своё отношение родители транслировали и сестрам, для которых я тоже была пустым местом. Несмотря на такую нелюбовь я смогла построить свою семью, где царит любовь и принятие всех детей, а их у меня двое — два сына. Они не знают бабушку и дедушку, тёток своих. Обидно, но родители так захотели.
Приехали как-то мы с двоюродной сестрой к бабушке на дачу. Я мелкая была, десять лет, сестра значительно старше, школу в том году окончила. Бабушка нас предупредила, что на речку нельзя ходить, там камышовый кот завёлся, на людей нападает, одному рыбаку в руку вцепился, сильно подрал. Я сразу струсила, а двоюродная сестра решила посмотреть, что за зверь такой, ведь в той местности у речки страшнее цапли и не водится никто. Схватила она пару сосисок и побежала к реке. Возвращается, ржёт и рассказывает, что нет никакого камышового кота, это соседская кошка Глашка! Окотилась она там, в камышах, вот и кидается на всех. Деревенские ребята в тех камышах шалаш себе построили из картона и тряпок, а эта мадам решила, что домик как раз для неё и её потомства. Рыбак, в которого она вцепилась, как мы позже узнали, увидел шалаш и полез посмотреть, что там, а Глашка мужчин вообще не жалует. Мы потом её вчетвером выманивали: я, сестра, наша бабушка и соседка. А котят соседка в коробочке перенесла к себе домой. Одного, как подросли, она бабушке отдала, мы его Камышом называли. ^^
^^
Мои бабушка с дедушкой все мое детство ругались, причем доходило до драк. Всю жизнь думала, что они друг друга не любят. И вот годовщина их свадьбы – 45 лет вместе. С годами они стали относиться друг к другу намного мягче. Слова на торжестве их были такими. Бабушка: "Я хочу, чтобы ты дожил до 98 лет, потому что я очень люблю тебя и не хочу прожить без тебя ни дня". Дедушка: "Я тебя любил, люблю и буду любить". И тут я расплакалась. Безумно люблю их.
И тут я расплакалась. Безумно люблю их.
Сил моих больше нет! Папа - фотограф, мама - дизайнер, бабушка - учительница в художке, дедушка - скульптор. "Никакого давления на детей!" Нет, ба, я не пойду больше в художку. Нет, дедушка, не надо меня учить азам скульптурного дела, спасибо. Нет, пап, я не в курсе, как работать в фотошопе и создавать из фоток "чудесные иллюстрации".
Нет, мам, я не собираюсь рисовать эскиз юбки вместе с тобой.
Я не люблю искусство. Никакое. Мне интересно всё, кроме него, и чем больше давят, тем больше я буду сопротивляться! Не надо ставить мне в пример моего брата, который с 8 лет в художке, на самом деле он просто безвольный осёл, боящийся что-то сказать/сделать поперёк. Подала документы в тех. вуз.
Подала документы в тех. вуз.
В детстве мы жили в частном доме, и на улице стоял деревянный диван. В Крыму дожди редко, но если идёт, то будет и гром, и молния, и ливень сильнейший. Бабушка брала брезент, две большие палки, которыми веревки во дворе для сушки белья подпирали, и делала для меня и сестры халабуду: накрывала диван и палками поднимала брезент. Начинался ливень, мы сидели внутри с термосом чая и бутиками. Кайфовали от ливня, бьющегося по брезенту, и пели громко песни! Кайф неимоверный!
Всегда была агностиком. Лежачая месяцами в беспамятстве бабушка оживилась, перекрестилась, попросила салфетку, протерла лицо, язык, зубы, показала пальцем в потолок, сказала: "За мной пришли", — сложила руки на груди и умерла. Теперь я верующая.
Детство — чудная пора, особенно если учесть, что я был полным психом. Бабушка рассказывала, что в четыре года я закатил истерику из-за шарика на небе (Луны), я просил достать его, я рыдал и орал всю ночь, ближе к утру уснул. Ещё был случай, как я сам помню, я рыдал и бился головой об пол (в детстве часто так делал, когда чего-то не получал), а всё из-за того, что не мог залезть в игрушечную машинку. Жутко стыдно сейчас.
Никогда не понимала, почему я так не похожа ни на кого из своих родственников - ни внешне, ни по характеру, абсолютно. Бабушка всегда говорила, что я - копия мамы, но маму я не застала (она погибла, когда мне было 2), а на фотографиях сходства совершенно не видела.
Недавно заехала к бабушке в гости, листали семейный альбом, и я снова заметила, что ну совсем не похожу ни на кого из своей семьи.
Бабушка же решила рассказать одну историю. О том, как в своё время она присутствовала на родах моей мамы. Из-за врачебной ошибки ребёнок умер, маму без сознания отправили в реанимацию. В тот же день в роддоме при родах скончалась женщина, одиночка, ребёнка должны были отправить в дом малютки. За очень большие деньги бабушка договорилась с главврачом, что этого ребёнка отдадут моей маме и ни о чём ей не скажут, а ту женщину объявят умершей одновременно с малышом...
Второй день хожу сама не своя после этой истории, в душе как будто что-то перевернулось. Действительно есть в этой жизни вещи, о которых лучше не знать.
Самые теплые воспоминания детства - это когда у бабушки и дедушки в деревне собиралась вся родня. Дяди, тети, мои двоюродные братья и сестры - всего человек 20! Летом утром на улицу выносили радио и окунались в работу - помогали бабушке и дедушке по хозяйству. Рубили дрова, косили траву, пололи огород, кормили домашнюю живность, выбивали коврики. Нам, детям, тоже давали мелкие задания, и мы, справившись с ними, играли в игры - прятки, салочки, в доктора... у каждого было свое дело, и при этом все были такие сплоченные. А вечером, после поездки на озеро, обязательно семейный ужин с самыми простыми, но самыми вкусными бабушкиными блюдами из печи. А на ночь детям стелили на полу матрасы, и это было такое приключение - спать всей гурьбой на полу!
Щемит сердце, когда вспоминаю те времена. Бабушки и дедушки уже давно нет, да и родня стала меньше общаться без них. Если бы была машина времени, обязательно вернулась бы в те дни хоть на пару часиков...
Когда покупала квартиру, помимо обычных сайтов по недвижимости мониторила аренду, квартиры посуточно и, так сказать, "проститутошные". Так отмела два варианта: один с борделем по соседству, а второй — под "посуточной" квартирой. Второй купили знакомые, несмотря на мое предупреждение. Говорили, мол, ачетакова. Сейчас вешаются: то трахи с визгами всю ночь, то попойки. Тихие командировочные — счастье.
Там, где нацеливалась на квартиру, приходила во двор и гуляла с ребенком. Мамочки и бабушки местные сами рассказывали, что с отоплением, соседями, обслуживающей компанией и т. д.
В итоге выбрала лучший вариант за те деньги, на которые могла рассчитывать. Живем уже два года, довольна как слон.
СССР, третий класс, у нас открытый урок по скорочтению, я выступаю первой. В связи с этим бабушка связала мне кружевной воротник. Но как только я начала читать, учительница подбежала ко мне и сорвала его, после чего, отвесив мне пощёчину, выгнала из класса. Потом завуч высказала маме, что не может дочь школьной уборщицы выглядеть лучше, чем дети врачей и товароведов.
Прошло много лет, но помню до сих пор поникшую от стыда голову мамы, мой порванный кружевной воротник в руках и моё опухшее от слёз лицо.
Идём с бабушкой по сельскому кладбищу. Она показывает на могилы: этот облил себя бензином и поджёг, тот повесился, этот утопился, маленького мальчика машина сбила на глазах родителей, мужик захлебнулся рвотой, ещё несколько — повесились. Да… Весело жить в селе.
До четырех лет я была беспокойными ребёнком, всегда плакала, не признавала родителей и просилась домой. Говорила, что хочу к бабушке в большой дом на большой реке с ангелом на высокой крыше. В нашем маленьком городке врачи разводили руками, пророча мне жизнь в психушке. Тогда родители повезли меня к специалисту в Питер, где мы попали в Петропавловский собор. Там я потянулась ручками к ограде могилки и заплакала, горько так. После этого меня как отпустило. Что это было — не знаю.